На основании анализа большого количества источников можно
выделить три наиболее типичные группы риска.
1. Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального
стресса, глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление
экзистенциального вакуума и неудовлетворенность духовных потребностей.
К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на
почве семейной жизни и профессиональной деятельности. Причинами попадания
в тоталитарные секты данной категории людей могут являться следующие факторы:
возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии
(развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.).
У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного
кризиса, избавления от давления и удовлетворения жизненно важных потребностей:
а) самоубийство
б) изоляция от общества (самостоятельная
\ с группой)
в) избавление от людей, которым приписывается
ответственность за свои надежды (их крах).
г) самостоятельное начало новой жизни в реальном
мире.
Изоляция от социума в отдельной группе единомышленников,
является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет
человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать
потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых
(преступных) действий.
Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новой социальной
ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающего убежденность
в правильности выбранного пути.
2. Так называемые true
believers (истинно верующие). Люди, испытывающие острую потребность в
духовном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и
моральным ценностям остались не востребованными в обществе.
3. Акцентуированные и
психопатические личности по шизотимическому, шизоидному, паранойяльному
типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму. В тоталитарных
сектах они находят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации
к жизни. К этой же категории относятся психически больные на ранних стадиях
заболевания, либо на стадии ремиссии.
Следует выделить в отдельную группу риска юношей и подростков. В условиях
преднамеренного ограждения их от каких-либо обязанностей и самостоятельных
усилий по достижению жизненных целей, формируется такое качество, как
инфантильность. Появляется идея, что воплощение высоких идеалов в реальном
социуме невозможно, однако есть люди и общества, где они уже активно воплощаются.
Начинается построение модели мира, близкое к иллюзии, противостоящее неприемлемой
реальности. Такая позиция толкает человека к поиску группы людей, понимающих
и разделяющих его стремления.
Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен
недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для
снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости,
они видят один путь - быть приобщенным к чему-то главному, через причастность
к "великой идее" за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею.
Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.
|