|
Методика по профилактике
деструктивного социально-психологического влияния
и психологической зависимости "АНТИСЕКТИК" |
О МЕТОДИКЕ
Автор: Бедило Михаил
Тех. помощник: Соломатин Олег
Цель: сформировать у подростка "психологический
иммунитет" к опасным социальным и психологическим влияниям; обману, путём
манипуляции (в системе личность-личность, личность-группа), активизировать
критическое мышление.
Задача: информировать подростка о структуре секты; процессах и
механизмах влияния на личность в секте.
Форма занятия: лекция-беседа (подразумевает интерактивность, открытый
диалог, вопросы аудитории)
Материалы: маркеры (2-3 цвета), листы
ватмана (либо листы бумаги формата А3), наглядные материалы (плакаты,
брошюры, документы).
Общее описание: Методика содержит
структурированный, хорошо запоминающийся материал. Лекция-беседа состоит
из отдельных информационных блоков, логически связанных между собой. Каждый
блок освещает отдельный аспект проблемы, например, какой-нибудь процесс,
происходящий с личностью в секте.
Первый информационный блок носит провокационный характер и посвящён проблеме
психологической защиты личности и определению пределов, за которыми начинается
интимное личностное пространство. В нём также рассказывается о содержании
интимной сферы жизни личности и о том влиянии, которое могут оказать на
человека разные люди в разных ситуациях.
Во втором информационном блоке описывается то, каким образом секта пытается
проникнуть в интимную сферу жизни личности и какие последствия ведёт за
собой это проникновение. В блоке также рассказывается о признаках вербовщика
и объясняется принцип свободы информации.
Третий блок информации рассказывает о том, какие этапы психологической
обработки проходит личность в секте, и каковы причины попадания молодых
людей в секты. В блоке также анализируются те изменения, что происходят
с личностью в секте.
Четвёртый информационный блок содержит сведения о признаках поведения
человека, попавшего в психологическую зависимость от деструктивной группы,
и рассказывается о принципе "двойной морали".
Пятый блок целиком посвящён структуре секты. В нём подробно анализируются
все её составляющие.
В шестом блоке рассматриваются стратегии поведения, которые повышают автономность
личности и её защищённость от опасных влияний группы или отдельных людей,
а также освещены этические аспекты, связанные с проблемой деструктивных
культов.
В процессе общения аудитории и лектора происходит демонстрация материалов,
привлечение примеров (реальных фактов) из жизни, из среды близкой подросткам,
дополнительно иллюстрирующих материал; используются наглядные схемы.
Методика подразумевает хорошо ориентированного в теме, обладающего элементарными
риторическими навыками лектора не младше 16 лет.
Лекция-беседа рассчитана на 40-45 минут и предназначена для учеников 8-11
классов.
ОПИСАНИЕ АПРОБАЦИЙ МЕТОДИКИ
Для проверки эффективности, выработанной нами методики, была проведена
её апробация на трёх группах испытуемых.
Проверка эффективности лекции-беседы осуществлялась с помощью методов
наблюдения, беседы, опроса участников профилактической работы и экспертных
оценок психологов, педагогов и специалистов по деструктивным культам.
Методика оценивалась по критериям интереса её содержания для подростков;
приложения к практике, представленного в лекции материала; новизны
материала; лёгкости запоминания материала, участниками профилактической
работы.
Характеристика экспериментальной группы (I)
В состав первой группы испытуемых входило 29 человек возрастом 16-17 лет
(11 юношей и 18 девушек), волонтёрах, участников молодёжных проектов Автономной
Некоммерческой Организации "Живая Сеть" (г. Балабаново). Участники профилактической
работы являлись учениками 10-х классов Обнинской средней школы № 11 и
Балабановских средних школ № 1, 3 и 4.
Описание хода апробации и анализ полученных
результатов
Лекция-беседа была проведена без предварительного уведомления группы,
после посещения подростками Обнинского клуба практической психологии "Синтон",
где нами были выявлены некоторые деструктивные моменты в проведённых тренерами
клуба упражнений, а также непрофессионализм ведущих тренинга.
Основная цель проведения профилактической работы (лекции-беседы) состояла
в том, чтобы активизировать критическое мышление подростка и побудить
самостоятельно проанализировать проведённые в "Синтоне" упражнения. При
этом сам клуб "Синтон" в ходе лекции-беседы не упоминался, а говорилось
исключительно о механизмах разрушения психологической защиты личности
в секте.
Мы предположили, что методику можно будет считать эффективной, если вышеизложенная
цель будет достигнута, даже на ограниченном количестве участников лекции-беседы.
Провокационное начало лекции прошло успешно, аудитория проявляла интерес.
Был достигнут эффект стопроцентного внимания. Тема лекции оказалась подростком
близка и знакома. Они, не отвлекаясь, прослушали все информационные блоки
представленного в методике материала.
В ходе лекции аудитория проявляла активность, подростки задавали вопросы
(уточняли названия деструктивных культов, осведомлялись о тонкостях процесса
вербовки человека в секту, просили подробно изложить, как именно меняется
личность человека под давлением группы). Многие проводили параллель между
деструктивной группой и авторитарными аспектами жизни человека в семье,
школе, спортивных секциях и т. п.
Примерно на середине хода профилактической работы один из участников лекции
задал вопрос, который звучал так: "А не являетесь ли вы сами вербовщиком
от какой-либо организации?". Мы предполагаем, что данный вопрос свидетельствует
об активизации критического мышления.
Некоторые из участников по ходу изложения материала делали записи, а также
зарисовывали предлагаемые нами схемы, а также фиксировали названия тоталитарных
сект. Это свидетельствует о том, что подростки посчитали предоставляемую
им информацию значимой и нужной в их повседневной жизни. Это также подтверждается
утвердительным ответом подавляющего большинства аудитории на вопрос о
том, как они считают, - является ли изложенный в методике материал новым
и пригодится ли им в жизни.
Стоит отметить, что, не смотря на серьёзность темы, в процессе профилактической
работы, аудитория реагировала смехом на некоторые моменты, что также является
положительным признаком и подтверждает интерес подростков к лекции.
По окончанию методики была проведена дискуссия, в ходе которой некоторые
из участников рассказали о своём опыте общения с адептами сект и неудачных
попытках завербовать их в какую-либо организацию. Звучащие фразы: "Если
бы я знал об этом раньше...", "Теперь я понимаю, в чём было дело...",
- подтверждает эффективность материала и его интерес. В процессе дискуссии
был также поднят вопрос об опасности для личности, так называемых "поп-терапий".
С подростками была достигнута договорённость о том, что они, прежде чем
согласиться на какой-либо психотренинг в любой форме, будут уточнять квалификацию
специалистов и то, что за организация проводит занятия.
По просьбе самих участников, нами были даны подробные рекомендации о том,
как поступать и что делать подростку, если его близкий друг, родственник,
член семьи, одноклассник и т. п., решил посещать "сомнительную" организацию,
либо подростка самого заинтересовала какая-нибудь группа, но он сомневается
в её абсолютной для него безопасности.
Всё время профилактической работы составило 1 час 42 минуты, что почти
в два с половиной раза превышает время, отведённое нами на выступление
лектора и ответы на вопросы. Это также подтверждает интересность для подростков
предоставленного материала и его ценность.
Спустя сутки после лекции, в приватной беседе часть участников лекции
уточнила насколько деструктивными можно считать посещённое ими упражнение
в клубе практической психологии "Синтон". С ними была проведена отдельная
работа по тщательному анализу тех аспектов клубной деятельности, которые
могут представлять опасность для личности и какие стратегии поведения
следует принять тем, кто собирается посещать клуб в дальнейшем.
Вышеизложенный факт свидетельствует о достижении основной цели методики,
планируемой нами, наряду с дополнительными.
На данный момент известно, что никто из участников лекции-беседы не стал
продолжать занятия в клубе практической психологии "Синтон", сочтя работу
тренеров не достаточно профессиональной, а содержание некоторых занятий
недоброкачественными, с точки зрения психоэкологии.
Характеристика экспериментальной группы (II)
В состав второй группы испытуемых входило 62 человека возрастом от 12
до 17 лет (37 девушек и 25 юношей), учеников ряда московских школ, участвующих
в профилактическом лагере на базе "Дома отдыха" (г. Балабаново), организованным
московским Городским Центром "Дети улиц".
Описание хода апробации и анализ полученных результатов
Лекция-беседа была проведена в рамках программы профилактического лагеря,
одной из основный целей которой было - проведение работы в целях предупреждения
и защиты подростка от вредных зависимостей (как физических, так и психологических)
и деструктивного влияния, которое могут оказать на личность определённая
группа, либо отдельный человек.
Цель проведения методики заключалась в том, чтобы активизировать критическое
мышление подростка, повысить психологическую защиту, в целом - исключить
попадание подростка в тоталитарную секту.
Провокационное начало лекции прошло успешно. Подростки с интересом восприняли
предложенную им тему. Многие сразу эффективно включились в работу лектора,
пытались дополнять и корректировать излагаемый материал. Эффект стопроцентного
внимая был достигнут.
В процессе лекции подростки задавали вопросы, уточняли названия об особенности
деятельности отдельных деструктивных групп и просили конкретных рекомендаций,
по типу: "Как поступить, если...", "Что мне делать, если... "
Один из участников лекции попросил подробнее рассказать о том, чем религиозная
организация и традиционные религиозные течения отличаются от тоталитарных
сект.
В ходе профилактической работы нами были зафиксированы следующие вопросы,
задаваемые участниками:
- Как относятся к Богу адепты секты?
- Как отличить вербовщика из секты?
- Сколько потребуется времени, чтобы вывести человека из под влияния секты?
- Как долго надо человеку пробыть в секте, чтобы это сказалось на его
психическом здоровье?
- Что такое промывка мозгов?
- Люди из секты - они зомби? и т. п.
Наличие подобных вопросов подтверждает эффективность изложенного в
лекции материале, заинтересованность подростков в нём и активизацию критического
мышления.
В целом лекция прошла легко, без эксцессов, состояние аудитории на протяжении
профилактической работы менялось от напряженного внимания, до расслабленности
и смеха.
После лекции подростками было задано большое количество вопросов касающихся
механизмов разрушения личности в секте, а также обсуждению реальных случаев
вербовки и попадания молодых людей в секты. Некоторые из участников лагеря
рассказывали о своём опыте общения с адептами сект.
По окончанию дискуссии подросткам были даны дополнительные рекомендации
о том, что делать если кто-либо из знакомых попал в секту. Были также
повторены основные информационные блоки лекции.
Всего время проведения лекции-беседы составило 1 час 24 минуты.
Через сутки, после проведения профилактической работы двое подростков,
возрастом двенадцати и тринадцати лет, обратились с целью консультации
по поводу их опыта культовой жизни (7 дней и 32 дня). Оказалась, что лекция
позволила им по-новому взглянуть на то, что происходило с ними в организации,
и сняла некоторые вопросы, ответы на которые они не могли найти.
Спустя 3 дня 8 человек из участников проведённой профилактической работы
были опрошены на факт запоминания материала, изложенного в лекции. Большинство
из них смогло без нашей помощи вспомнить основные информационные блоки
проведённой лекции-беседы.
Характеристика экспериментальной группы (III)
В состав третьей группы испытуемых входило 22 человека возрастом от 16
до 17 лет (13 девушек и 9 юношей), учеников Балабановских средних школ
№ 1,3 и 4, участвующих в программе эффективного психотренинга "Сатинские
Переделки", проводящейся АНКО "Живая Сеть".
Описание хода апробации и анализ полученных результатов
Лекция-беседа была проведена в рамках программы эффективного психотренинга
"Сатинские Переделки", направленного на личностный рост подростка, одной
из фундаментальных целей которой было - обеспечение и укрепление психологической
защиты личности.
Цель осуществления профилактической работы заключалась в том, чтобы активизировать
критическое мышление подростка, повысить психологическую защиту личности,
обеспечить "психологический иммунитет" к всякого рода опасным социально-психологическим
воздействиям.
Провокационное начало лекции прошло успешно. Подростки выразили свою заинтересованность
материалом, некоторые стали свободно включаться в обсуждение, предлагаемых
нами вопросов и тем. Для некоторых понятие "тайной сферы" личности оказалось
личным открытием.
В ходе лекции, участники профилактической работы проявляли активность,
задавали вопросы, возникали просьбы о более подробном изложении некоторых
аспектов разрушения личности под влиянием секты и причинах попадания личности
в секту. Из наиболее интересных вопросов и мнений нами были зафиксированы
следующие:
- Почему вывести из секты человека так трудно?
- Я знаю одного сектанта, он выглядит вполне счастиливым, так что с трудом
верится в то, что вы рассказываете...
- Зачем сектанты делают подарки? и т. п.
Примерно на середине хода лекции, один из участников спросил лектора,
не является ли он сам членом какой-либо деструктивной организации.
Вышеизложенное свидетельствует об интересе подростков к предложенному
им материалу, активизации критического мышления.
Общий тон лекции и эмоциональное состояние аудитории можно было характеризовать
как положительное, бодрое, возбуждённое.
После проведения беседы состоялась небольшая дискуссия о этичности использования
разных психологических механизмов, в ходе которой подросткам были даны
конкретные рекомендации, как им действовать, если кто-то из их знакомых
попал или может попать в секту.
Всего время проведения лекции-беседы составило 1 час 17 минут.
Спустя сутки после проведения профилактической работы, один из подростков
в беседе проанализировал некоторые из психологических механизмов которые
были задействованны в ходе основного тренинга "Сатинские Переделки". Были
подробно обсуждены проведённые упражнения с точки зрения их безопасности
для личности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ
Выработанная нами методика, предназначена для использования её в старших
классах любого образовательного учреждения, дающее общее среднее образование
(школы, гимназии, пансионы, интернаты, лицеи и т. п.). Профилактическая
работа может осуществляться как в рамках школьного курса психологии, так
и в форме внеклассной работы (классных часов, лекций). Возможно использование
методики на обширных аудиториях (до 100 человек), например, в актовых
залах, залах кинотеатров и т. п.
Методика не предполагает обязательное наличие у лектора психологического
образования. Та форма, в которой излагается материал, делает его доступным
для осмысления и передачи, даже подростком, что является эффективным педагогическим
приёмом (когда нечто рассказывает человек, близкий по возрасту аудитории).
Потенциальному лектору, однако, надо быть хорошо информированным о тех
процессах, что происходят с личностью в секте и о деятельности крупнейших
деструктивных культов России. Кроме этого, лектору надо обладать элементарными
риторическими навыками:
- хорошо поставленным голосом и речью;
- умением держать во внимании аудиторию долгое время;
- умением свободно и интересно излагать материал;
- соответствующими мимикой и жестами;
- умением естественно вести себя в присутствии большой аудитории;
- умение грамотно отвечать на вопросы;
А также некоторыми личностными качествами (не являющиеся обязательными,
но во много раз увеличивают эффективность лекции-беседы), такими как:
- чувство юмора;
- коммуникабельность;
- умение легко выходить их затруднительных ситуаций и быстро находить
нужное решение проблемы;
- пластичность;
- обаяние;
Требования к профессиональным знаниям лектора относительно темы деструктивных
культов реализуются с помощью обширной тренинговой программы для специалистов,
предлагаемой нами, предназначенной для передачи навыков профилактической
работы и подготовки лекторов. В ходе данной программы нами даются конкретные
рекомендации по использованию методики. Для приобретения риторических
навыков и личностных качеств потенциальному лектору следует поработать
самостоятельно.
|