1. Статус настоящего Кодекса
1.1 Настоящий кодекс представляет собой версию Кодекса 1996 года, пересмотренную
с учетом опыта членов БАК.
- СТРУКТУРА КОДЕКСА
- НАСТОЯЩИЙ КОДЕКС СОДЕРЖИТ ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА:
- A. КОДЕКС ЭТИКИ ДЛЯ ВСЕХ ТРЕНЕРОВ.
- B. ОСНОВНОЙ КОДЕКС ПРАКТИКИ ДЛЯ ВСЕХ ТРЕНЕРОВ.
- C. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.
- D. ДОПОЛНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, ОБУЧАЮЩИХ КОНСУЛЬТАТИВНЫМ НАВЫКАМ.
2. Введение
2.1 Цель настоящего Кодекса этики и практики - закрепить правила работы
тренеров - членов БАК и информировать и защищать членов общества, обратившихся
за обучением консультированию и консультативным навыкам, независимо от
уровня и продолжительности программы обучения. Обучение связанным с консультированием
навыкам включает обучение супервизии, групповой работе, навыкам межличностного
общения и другие темы, использующие теорию и практику консультирования.
Разделы А и В адресованы всем тренерам. Раздел С содержит дополнение для
тренеров, обучающих консультированию. Раздел D содержит дополнения для
тренеров, обучающих консультативным навыкам.
2.2 Данный документ следует рассматривать в совокупности с остальными
Кодексами практики и этики БАК и процедурами аккредитации в БАК.
2.3 Отношения между организацией-нанимателем обучающего тренера и проходящими
обучение имеют большое значение. Настоящий Кодекс подтверждает принцип,
согласно которому организации, являющиеся учредителями БАК, подчиняются
существующим правилам всех кодексов БАК.
2.4 Этические нормы включают в себя такие ценности, как целостность, справедливость
и уважение. Основные ценности консультирования и обучения находят выражение
в антидискриминационной практике. Согласно настоящему Кодексу, члены БАК
признают свою ответственность, в качестве обучающих тренеров, по отношению
к обучающимся консультантам и их клиентам, по отношению к коллегам, настоящей
Ассоциации и обществом в целом.
2.5 В настоящем Кодексе обучающими тренерами называются те, кто обучает
консультированию и навыкам консультирования.
2.6 Тренеры должны понимать различия между обучением консультированию
и консультативным навыкам. Они обязаны ознакомить обучаемых с этими различиями
и сделать все возможное, чтобы они обучались по программе, соответствующей
их запросу.
2.7 Методика обучения и методы оценки и аттестации должны логически согласовываться
с теоретической основой программы (так, при обучении клиент-центрированному
консультированию обучение, как правило, центрировано на обучающемся).
2.8 Обучение наиболее эффективно, когда работает двое или более обучающих
тренеров. Тренеры и организация-заказчик должны стараться обеспечить это
по мере возможности.
2.9 Численность группы должна соответствовать целям обучения и модели
работы. При решении о количестве обучаемых должны учитываться цели обучения,
методы аттестации и возможность уделять внимание каждому обучаемому. В
случае, если непосредственная обратная связь между обучающим тренером
и обучаемым является частью обучения, максимальное рекомендованное соотношение
между обучающими и обучаемыми составляет 1:12.
А. Кодекс этики для всех обучающих тренеров
А.1 Ценности
Обучение и эксплуатация не совместимы. Обучение основано на таких ценностях,
как целостность, справедливость и уважение. Обучающие тренеры несут равную
этичесукую ответственность за свою работу независимо от того, является
ли обучение платным или нет.
А.2 Анти-дискриминация
Обучающие тренеры должны осознавать свои предубеждения и стереотипы восприятия.
Они должны также учитывать наличие предубеждений и стереотипов у обучаемых.
Они должны обеспечить соблюдение принципа антидискриминации в ходе всего
проводимого ими обучения.
А.3 Безопасность
Тренеры несут ответственность за обеспечение безопасности обучаемых и
их клиентов в течение всего обучения.
А.4 Компетенция
Тренеры должны оценивать и совершенствовать свой профессионализм и действовать
в пределах своей профессиональной компетенции.
А.5 Конфиденциальность
В самом начале обучения обучающие тренеры должны довести до сведения обучающихся,
каковы границы конфиденциальности в ходе обучения.
А.6 Контракт
Сроки и условия предоставляемого обучения должны быть ясны обучающимся
до начала обучения. Последующие изменения должны быть предварительно согласованы.
А.7 Границы
Тренеры должны установить необходимую границу между собой и обучаемыми
и придерживаться ее таким образом, чтобы рабочие отношения не смешивались
с дружбой и другими личными связями.
B. Основной кодекс практики для всех обучающих
тренеров
В.1 Обязанности
Тренеры сознательно берут на себя задачу обучения консультированию и консультативным
навыкам.
В.1.2 Тренеры обязаны соблюдать все принципы настоящего Кодекса этики
и практики и всех действующих Кодексов БАК и в начале обучения ознакомить
обучаемых с Кодексами этики и практики БАК.
В.1.3. Тренеры обязаны признавать ценность и достоинство обучаемых и относиться
с должным уважением к проявлениям, обусловленным их происхождением, социальным
положением, полом, возрастом, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью.
Тренеры также должны осознавать свои предубеждения и стереотипы восприятия
и особенно внимательно следить за тем, как они могут влиять на процесс
обучения.
В.1.4 Тренеры должны способствовать саморазвитию и самосознаванию обучаемых,
с тем чтобы они научились интегрировать личные открытия и практику.
В.1.5 Тренеры должны ознакомить обучаемых с различиями между обучением,
супервизией, терапией, консультированием и использованием консультативных
навыков.
В.1.6 Тренеры ответственны за формирование существующих границ.
1.6.1 Во время обучения роли обучаемого и клиента должны различаться.
В случае обнаружения болезненных личностных областей обучаемого, обучающий
тренер должен предложить ему продолжить углубленную работу над ними с
другим консультантом вне контекста обучения.
1.6.2 Те, кто консультирует обучающихся во время обучения, не должны иметь
отношения к обучению, а также процедурам аттестации.
1.6.3 Тренеры должны следить за тем, чтобы личные или социальные контакты
между ними и обучаемыми не оказывали неблагоприятного влияния на эффективность
обучения.
В.1.7 Тренеры не могут принимать в качестве обучаемых тех, кто в настоящее
время проходит у них консультирование как клиент. Проходившие обучение
не должны становиться клиентами и бывшие клиенты не должны начинать обучение
до тех пор, пока не пройдет необходимый для рефлексии период времени и
не будет проведена консультация с супервизором.
В.1.8 Тренеры должны обеспечивать свои эмоциональные потребности за пределами
обучающей работы и независимо от отношений с обучаемыми.
В.1.9 Тренеры не имеют права эксплуатировать обучающихся в финансовом,
сексуальном или каким-либо другом отношении. Вступать в сексуальные контакты
с обучаемыми считается неэтичным.
В.1.10 Тренеры должны позаботиться, чтобы было уделено должное внимание
условиям, в которых обучаемые предположительно будут работать по окончании
обучения.
В.1.11 В случае необходимости тренеры должны подготовить обучаемых к эффективной
работе в существующем сеттинге.
В.1.12 Если частью обучения является работа с клиентами, обучающие тренеры
несут ответственность за обеспечение и организацию соответствующей супервизии
для обучаемых.
В.1.13 Приглашенные или замещающие тренеры принимают на себя ответственность
за любые предшествующие и настоящие, профессиональные и личные отношения
с каждым членом обучаемой группы.
В.1.14 Тренеры должны признавать личный жизненный опыт и индивидуальность
обучаемых. Вызов их взглядам, позиции и представлениям должен делаться
с уважением, в соответствии с установленными задачами обучения и являться
примером хорошей практики.
В.1.15 Тренеры отвечают за то, чтобы обучаемые могли обсудить с ними любую
потребность в индивидуальном консультировании и воздействие, которое оно
может оказать на их работу как во время, так и после обучения.
В.1.16 Поведение обучающих тренеров в ходе обучения ни при каких условиях
не должно подрывать доверия общества к их работе, работе других тренеров
и БАК.
В.2 Профессионализм
В.2.1 Тренерам настоятельно рекомендуется по окончании их собственного
обучения пройти по меньшей мере годичную практику в соответствующей области.
Им следует взять на себя обязательство по дальнейшему профессиональному
самосовершенствованию в качестве обучающих тренеров.
В.2.2 Тренеры должны следить за ходом своей работы и быть готовыми дать
отчет обучающимся и коллегам о том, что и с какой целью они делают.
В.2.3 Тренеры должны проверять и определять границы своей профессиональной
компетенции с помощью регулярной супервизии или консультаций.
В.2.4 Тренеры несут ответственность перед собой и обучаемыми за поддержание
себя в рабочей форме, восстановление физических и душевных сил и за эффективность
своей работы.
В.3 Конфиденциальность
В.3.1 Тренеры несут ответственность за заключение контракта о конфиденциальности,
в которой оговаривается ответственность как тренера, так и обучающихся.
В.3.2 В начале обучения тренер должен сообщить обучающимся обо всех возможных
обстоятельствах, при которых договоренность о конфиденциальности перестает
действовать.
В.3.3 Тренер не имеет права раскрывать конфиденциальную информацию о проходящем
обучение в настоящее время или проходившем в прошлом, без разрешения самого
обучающегося, за исключением следующих случаев:
a. При обсуждении с теми, к кому тренер обращается за профессиональной
поддержкой или супервизией. (Такое обсуждение, как правило, анонимно и
супервизор следует правилу конфиденциальности).
b. Во избежание нанесения серьезного ущерба самому обучающемуся либо кому-нибудь
другому.
c. Когда по закону требуется раскрытие конфиденциальности.
d. В ходе отбора, аттестации, рассмотрения жалоб и дисциплинарных процедур
в порядке предотвращения или расследования нарушений этических норм обучающимися.
Если согласие на раскрытие конфиденциальной информации не было получено,
обучающий тренер должен заранее предупредить обучающихся о том, что он
собирается раскрыть конфиденциальную информацию.
В.3.4 Подробная информация об отдельных обучающихся или прошедших обучение
может быть использована в публикациях или выступлениях только с разрешения
обучающегося и с соблюдением анонимности. Если в ходе обучения обучающие
тренеры приводят примеры из своей работы, эти примеры должны быть уважительными,
краткими и анонимными.
В.3.5 Если тренеру необходимо обсудить обучаемых с коллегами, такое обсуждение
должно носить профессиональный и целенаправленный характер.
В.3.6 В случае, если обучающий тренер считает, что другой тренер ведет
себя не должным образом, и это нельзя исправить, обсудив с ним его поведение,
следует подать жалобу в соответствующие инстанции, либо прибегнуть к процедуре
подачи жалоб в БАК. В этой ситуации конфиденциальная информация может
быть раскрыта лишь в той мере, в какой это необходимо для рассмотрения
жалобы.
В.4 Административные вопросы обучения
В.4.1 До начала обучения обучающие тренеры должны подготовить основные
сведения для будущих обучаемых, в письменной форме либо с использованием
других средств коммуникации. Эти сведения включают следующее:
а. сведения об оплате обучения и других расходах, которые понадобятся
в ходе обучения;
b. сведения о сроках и времени обучения;
с. сведения о вступительных процедурах, требованиях к поступающим и
о том, каким образом принимается решение о поступлении;
d. основные сведения о содержании программы, ее философских и теоретических
основах и о методах обучения;
е. сведения о квалификации обучающих тренеров;
f. сведения о супервизии и индивидуальном консультировании, которые
обучающиеся должны пройти в ходе обучения;
g. сведения о практике или стажировке, включенных в обучение;
h. сведения об аттестации и методах оценки, используемых в ходе обучения
и их следствиях;
В.4.2 Тренеры должны выяснить, является ли обучение добровольным или
принудительным, и в случае необходимости привлечь внимание заказчика к
тому факту, что добровольное обучение значительно эффективнее.
В.4.3 Тренеры должны следить, чтобы обучаемые получали регулярную обратную
связь и регулярно оценивали свою работу самостоятельно и с помощью других
участников группы.
В.4.4 Тренеры должны чутко улавливать проявления нетерпимости со стороны
обучаемых и побуждать их к развитию сознательности и уважению различий
в системах ценностей разных людей.
В.4.5 Тренеры должны предоставить обучаемым возможность обсудить и оценить
полученный в ходе обучения опыт индивидуально и/или в группах по крайней
мере один раз за время обучения.
В.4.6 Если тренеры обнаружат противоречия между своими обязательствами
по отношению к обучаемым и обязательствами по отношению к организации-заказчику,
они должны разъяснить как обучаемым, так и организации-заказчику, в чем
заключается это противоречие, и постараться разрешить его.
В.4.7 В случае, если разногласие между тренером и обучаемым или между
тренерами не может быть разрешено, тренер или, при необходимости, его
руководитель должны проконсультироваться с независимым экспертом.
С. Дополнение для тренеров, обучающих консультированию
С.1 Обучающие тренеры должны позаботиться, чтобы
а. практический опыт консультирования во внешнем сеттинге входил,
по возможности, в программу обучения,
b. консультативная практика обучающихся проходила в надлежащих условиях
и особое внимание уделялось конфиденциальности, закрытости и супервизии.
D. Дополнение для тренеров, обучающих консультативным
навыкам
D.1 Тренеры должны убедиться, что обучающиеся уяснили, в каких случаях
и при каких условиях они будут использовать полученные консультативные
навыки.
D.2 Тренерам надлежит убедиться, что обучаемые понимают, что использование
консультативных навыков может привести к возникновению противоречия между
различными обязательствами. Возможные противоречия должны быть обсуждены
в ходе обучения и супервизии.
Политика равных возможностей
Британская Ассоциация консультирования (БАК) обязуется предоставить всем
своим членам равные возможности вступления в любое из своих подразделений
и участия в их работе. БАК с должным уважением относится к группам населения,
имеющими особые характеристики, которые скрытым или явным образом могли
бы воспрепятствовать их вступлению и полноправному участию в БАК. К числу
таких характеристик могут относиться возраст, цвет кожи, убеждения, культура,
физическая недееспособность, образование, этническая группа, пол, информированность,
знания, возможность передвижения, деньги, национальность, раса, религия,
сексуальная ориентация, социальное происхождение и положение.
БАК имеет целью проводить в жизнь это обязательство во всех сферах своей
деятельности, включая услуги членам, вопросы ответственности нанимателей,
набор добровольцев и работу с ними, установление условий работы, аттестацию,
проверку и оценку выполнения правил и осуществление работы с жалобами.
Это приобретает особую важность с учетом того, что БАК выступает как "голос
консультирования" в мире.
БАК обеспечивает и поощряет проведение политики равных возможностей всеми
ее членами.
ЖУРНАЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА #3 СЕНТЯБРЬ 2000 г.
Перевод О.Сульчинской
|