Принят на городской конференции педагогов-психолгов города Пскова
1. Общие положения
1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования
(в дальнейшем - Кодекс) является составной частью Муниципального положения
о службе практической психологии в системе образования.
1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога,
что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм
поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.
1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного
учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет
его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально
значимым качествам.
1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются:
- дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс,
в дальнейшем именуемые "ребенок";
- родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица,
их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые "родители";
- учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие
с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного
образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые
"педагог".
1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии
в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области
защиты прав ребенка, Закона РФ "Об образовании", федеральных
законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений
Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления
образованием.
1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников
учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог
не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально
информировать участников УВП о его содержании.
1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении
уровня квалификации педагога-психолога.
1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как
отдельных практических психологов системы образования, так и психологических
служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются
общественными профессиональными объединениями.
2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками
учебно-воспитательного процесса
2.1. Общие правила
Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению
к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание
сотрудничать.
Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника
УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др.
Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться
с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы.
Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей.
Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе
событий.
Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать,
соблюдать принцип конфиденциальности.
Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств.
Формировать адекватное представление о работе практического психолога,
областях его деятельности и компетентности.
2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком
Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть.
Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным
особенностям.
Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем
рекомендации должны быть выполнимы.
Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с
согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе
его здоровью (физическому и/или психическому).
Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках
профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.),
с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся
до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.
Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать
их для достижения собственных целей.
2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями
Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства,
при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях
их соблюдения.
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом.
Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского
потенциала для решения проблем ребенка.
Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях
только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического
сопровождения развития ребенка.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального
общения с родителями (результатами диагностики
и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением
случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью
(физическому и/или психическому) их или ребенка.
2.4. Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами
Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства.
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами.
Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики
с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального
общения с педагогом (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу (в
том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации
и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в
виде рекомендаций и предложений.
Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.
3. Требования к профессиональным качествам психолога
3.1. Правила профессионального самоотношения
Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной
деятельности.
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда
и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.
Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть
быть готовым к психологической защите.
Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации
и как средство психогигиены.
Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной
деятельности и своим психофизическим состоянием.
Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости
обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру).
Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных
прав и интересов.
3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности
педагога-психолога
Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать
с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться
в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и
эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения
с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты
личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например,
при модификации коррекционно-развивающих программ).
Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию
их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает
определение возможных путей выхода).
Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным
состоянием и мобилизовывать психические функции.
Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы,
анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию.
Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования
на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании).
Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности
общества и человека.
3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности
педагога-психолога
Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной
миссии.
Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.).
Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного
процесса.
Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения.
Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность.
Оценочное отношение к личности и точкам зрения.
Стремление к самоутверждению посредством клиента.
Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов.
Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.
|