ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и
семейного психологического консультирования (далее по тексту "психолог-консультант")
призван:
> ОГРАДИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕСКОНТРОЛЬНОГО
И НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ;
> ЗАЩИТИТЬ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ И ПСИХОЛОГИЮ ОТ ДИСКРЕДИТАЦИИ
И МАНИПУЛЯЦИЙ.
Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной
психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не
исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической
деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому
консультированию.
При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему
законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным
Этическим Кодексом. Если отдельные нормы по-ведения Этического Кодекса
отличны от норм действующего законодатель-ства, психологи-консультанты
в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.
За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата
СПбПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное
порицание и исключение из членов СПбПО. В случае серьезных нарушений Этического
Кодекса СПбПО может ходатайствовать о привлечении психолога-консультанта
к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними
СПбПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
1. ОБЩИЕ НОРМЫ
1. Границы компетентности
- Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью
только в границах своей компетентности, которая определяется образованием,
формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
- Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность
в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего
изучения, прохождения обучения, супервизорства и/или консультирования
у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
- В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты
подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения
компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и
т.п.
- Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной
деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами,
обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность,
вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической
проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический
статус и т.п.).
- Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, суперви-зируемых
и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться
на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо
от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы
- В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют
понятные для них термины и объяснения.
- Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов,
незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты
не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится,
то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой
информацией.
3. Уважение права других оставаться другими в своей профессиональной
деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других
людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
4. Недискриминация в своей профессиональной деятельности психологи-консультанты
всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности,
вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или
психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного
признака, оговоренного в законе.
5. Посягательства на честь и достоинство клиентов
психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут
оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
6. Отношение к личным проблемам
- Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы
могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому
они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой
эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред
включенным в эту деятельность клиентам.
- Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распо-знавания
на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных
проблем, которые могут явиться препятствием в осу-ществлении их профессиональной
деятельности.
- Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении
своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются
за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения,
налагаемые на свою профессиональную деятельность.
7. Ненанесение вреда психологи делают все возможное, чтобы предотвратить
или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности,
а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
8. Неправильное использование психологических знаний признавая силу психологических
знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения
чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического
влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических
знаний.
9. Неправильное использование психологов-консультантов o результатов их
работы
- Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой
могут быть использованы для дискредитации психологии.
- Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании
результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или
исправления допущенных ошибок.
10. Бартер с клиентами психологи, как правило, воздерживаются от получения
подарков и ус-луг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку
такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации
и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать
в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности
и не приводит к манипуляции.
11. Денежное вознаграждение вопросы денежного вознаграждения в качестве
оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях
психологиче-ского взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента
психоло-гического вмешательства (интервенции).
12. Ведение профессиональном и научной документации психологи-консультанты
должным образом документируют свою про-фессиональную работу с целью обобщения
и распространения своего опы та, облегчения дальнейшей деятельности, а
также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.
2. ПУБЛИЧНЫЕ убличные выступления и публикации
Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, га-зетные
и научные статьи, резюме, интервью в сми, лекции и устные вы-ступления,
платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые
электронным путем (интернет, чат, электронные конференции и т.п.).
1. Избегание ложных или неверных утверждений
- Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикаци-ях не
допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной
информацией.
- Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты
используют только те документы, которые официально признаются государством
и психологическим сообществом.
2. Свидетельства и подтверждения психологи-консультанты не используют
и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми
не закончена.
3. Тестирование, оценка и вмешательство
1. Оценка и диагноз
- Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические
работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными
отношениями.
- Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся
только на информации, полученной посредством валидного психологического
инструментария.
2. Использование психологического инструментария
- Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты
должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных
задач, а его использование учитывает границы применимости.
- Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы
достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения
инструментария.
- Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования
психологического инструментария.
- Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента,
психологи-консультанты обращают особое внимание на ограниче-ния в применении
инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,
- Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций,
в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы
неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие
ограничения.
3. Интерпретация данных при интерпретации данных, в том числе и при
автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать
факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного
испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность
интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы,
которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.
4. Создание тестовых оценок и интерпретаций психологи-консультанты, распространяющие
психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно
указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур
и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут
ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов,
не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или
это делалось автоматизированно.
5. Объяснение полученных результатов результаты обследования должны быть
объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось
исследование - психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом
режиме.
6. Обеспечение безопасности психологического инструментария психологи-консультанты
делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического
инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами
данного этического кодекса.
4. Процедурные нормы
1. Информирование клиента
- При установлении профессиональных отношений между психоло-гом-консультантом
и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить
во время сесеии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как
будут решаться финансовые вопросы.
- Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот
факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени
и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.
- Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают
все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.
2. Осознанное согласие
- Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование,
пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание
даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное
согласие в общем виде отражает, что клиент:
1. Способен дать согласие;
2. Получил значимую информацию относительно всех процедур;
3. Дал свое согласие на основе свободного волеизъяв-ления и без нажима
со стороны;
4. Данное согласие правильно оформлено.
- В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное
согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех,
кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.
- Дополнительно, психологи-консультанты:
1. Информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах,
сообразуясь с их пси-хическим состоянием и особенностями;
2. Стараются получить их одобрение и
3. Учитывают личностные пристрастия и интересы.
3. Взаимоотношения с парой и с семьей
- В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу
нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные
отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты
в самом начале стараются прояснить:
1.. Кто из них является клиентом и
2. Какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников
консультации.
- Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально
противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и
свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен
сделать выбор в направлении одной из них.
4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами
при принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает под-держку
в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают
лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты
выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию,
направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто
уже оказывает психологи-ческие услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического
процесса.
5. Консультации и взаимодействие с коллегами
психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие
с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.
6. Прерывание помощи
- Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы
с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных
болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями,
о чем заранее уведомляют клиента.
- Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются
контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока
действия контракта или договора предпринимают меры для последующего
оказания помощи клиентам.
7. Окончание профессиональных отношений
- Психологи-консультанты нс бросают клиентов.
- Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться
ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая
работа не приносит результата, а ее продолжение может на-нести вред
клиенту.
- Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное
состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению
работы или предпринимает усилия по передаче клиента дру-гим специалистам.
5. Неформальные отношения
1. Внепрофессиональные отношения с клиентами
- В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных
отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны
и учитывать силу своего влияния.
- Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофес-сиональных
контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
- Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить
вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться,
исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответст-, вин с этическим
кодексом.
2. Сексуальные отношения
- Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновен-ность всех
людей и стараются не допускать ее нарушения.
- Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами,
студентами или супервизируемыми.
3. Консультирование бывших сексуальных партнеров психологи-консультанты
не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных
отношениях.
6. Конфиденциальность
1. Обсуждение ограничений конфиденциальности
- Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/илн организа-циями.
С которыми они устанавливают профессиональные отношения:
1. Вопросы конфиденциальности;
2. Необходимые ограничения на возможное использование информации,
полученной во время работы.
- Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых
ранних этапах психологической работы.
- Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются
от неправильного их использования клиентами.
2. Сохранение конфиденциальности психологи-консультанты охраняют права
на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.
3. Минимизация вторжения во внутренний мир
- Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психоло
ги-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. Вклю-чают
только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное
взаимодействие.
- Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную
от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только
в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с
теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.
4. Обеспечение сохранности o мепрякосиовенностя собраввоа информации
психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уро-вень конфиденциальности
при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной
или существующей в ином виде инфор-мации. Психологи-консультанты сохраняют
и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии
с законом и этическим кодексом.
5. Разглашение информации
- Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без
согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также,
если это направлено на:
1. Обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
2. Проведение необходимых профессиональных консультаций;
3. Защиту клиентов.
- Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию
при наличии соответствующего разрешения от клиента.
- При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденци-альной
информацией, которая могоа бы привести к идентификации клиента, за исключением
случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено
разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют
только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.
6. Конфиденциальная информация o базе данных
- При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему
записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не
оговаривался доступ к конфиденциальной информации, пснхологи-консультанты
должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения
вторжения в личные данные.
- (в) предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен
позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая
идентифицировать участников этих записей.
- Если с носителей информации невозможно стереть идентифици-рующую участников
информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых
участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам,
в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим
лицам.
7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях
м публичных выстуялеинях
- В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях пси-хологи-консультанты
не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация
клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное
согласие.
- Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты
должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых
лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы треть-ими лицами, а
обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.
8. Защита записей и данных психолог-консультант должен быть заранее
готов к защите конфиден-циальной информации на случай потери своей работоспособности
или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.
7. Решение этических вопросов
1. Знание этического кодекса психологи-консультанты должны быть знакомы
с данным этическим кодексом и другими положениями, затрагивающими этические
вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание,
непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть
оправданием неэтичного поведения.
2. Возникновение этических вопросов в тех случаях, когда психолог-консультант
самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих
действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам,
более иску* шейным в этических вопросах, а также к психологическим общественным
объединениям или государственным организациям.
3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями если
служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с этическим
кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить
его в пользу профессиональных этических норм.
4. Неформальное устранение этических нарушений в тех случаях, когда психологам-консультантам
становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта,
они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если
подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.
5. Сообщение об этических нарушениях если этическое нарушение не может
быгь устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой
форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на
подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.
6. Сотрудничество в решении этических вопросов в решении этических вопросов
психологи-консультанты сотрудничают прежде всего с сертификационным советом
в области индивидуального и семейного психологического консультирования
санкт-петербургского психологического общества.
7. Необоснованные претензии психологи-консультанты не допускают разбирательств
по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны
или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.
|