Cерьезный раздел, предназначен скорее для профессиональных психологов и социологов. Новейшие исследования социальной психологии, секреты поведения человека, социально-психологические эксперименты и теории

Социальные рефлексы и стереотипное мышление
Принцип субъективной интерпретации, формирование картины мира
Диспозиционная тенденциозность и фундаментальная ошибка атрибуции
Влияние ситуации на поведение человека
Социально-психологические исследования, подтверждающие принцип ситуационизма
> Некоторые социально-психологические исследования групповых феноменов <
Социальные рефлексы и их эксплуатация в социальной реальности

 
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВЫХ ФЕНОМЕНОВ
Исследование Генри Тэджфела.
В 80-х годах Тэджфел и его коллеги с помощью своего исследования продемонстрировали, что "простое", чисто номинальное разделение людей на группы может порождать внутригрупповой фаворитизм и дискриминацию по отношению к членам других групп, даже при отсутствии тесных отношений между членами одной и той же группы и групповой сплочённости.

Данное исследование доказывает, что склонность видеть мир сквозь призму дихотомии "мы-они", полагая при этом, что "мы" в чём-то лучше, чем "они" и заслуживаем большего, является фундаментальным аспектом социального восприятия. Исследование Альберта Хэсторфа и Хедли Кэнтрила (1954г.)/Лорда, Липпера, Росса (1980г.).

Данные исследования показали, что две противостоящие друг другу группы приверженцев реагируют на один и тот же набор смешанных неопределённых данных усилением и большей поляризацией своих убеждений. Обе исследуемые группы проявили склонность воспринимать информацию, подкрепляющую их собственную позицию некритично, в то время как другие сведения - в равной степени обоснованные, но противоречащие их позиции, они рассматривали весьма критично и скрупулёзно.

Таким образом, можно сделать вывод, что любое предложение, которое будет казаться выдвигающей его группе отвечающим общим интересам или ожиданиям, будет воспринято представителями другой группы как невыгодное и служащее интересам оппонентов.

Педагогический эксперимент Рона Джонса.
В 70-е годы Рон Джонс - американский педагог провёл эксперимент со своими учениками. Целью Джонса было показать на практическом примере, какое влияние на личность имеет группа и насколько индивидуальные желания каждого, могут подавляться групповыми целями. Для этого Джонс взял на себя роль директивного харизматического лидера и постепенно начал преобразовывать свой класс. Следует отметить, что подавляющее большинство учеников отнеслись серьёзно к инициативе Джонса и стали с энтузиазмом проводить в действие его идеи. Никто из класса не оказался способен осознать, что деятельность, развёрнутая педагогом, всего лишь эксперимент.

Этапы создания деструктивной группы Джонсом:
1. Введение строгой регламентации времени и действий в классе. Ужесточение дисциплины. Принятие новых групповых норм поведения.
2. Введение девизов класса ("Сила в дисциплине. Сила в общности") и скандирование (от шёпота до крика), принятых лозунгов. Убедительная лекция о пользе дисциплины и общности. Создание своего символического приветствия и названия группы ("Третья волна"). Введение ритуала принятия новых членов группы.
3. Выдача членских билетов с закреплением за отдельными участниками группы статусов контролирующих выполнение правил класса. Стимуляция доносительства. Загрузка учеников работой, непосредственно связанной с деятельностью группы (вербовка новых членов, заучивание адресов участников движения, разработка знамени и т. п.).

Групповые процессы и механизмы, задействованные Джонсом были настолько мощны, а влияние на учеников столь сильным, что ему в спешном порядке пришлось остановить эксперимент и расформировать группу. Эксперимент Джонса показал, что деструктивный потенциал заложен практически в любой группе и начинает стремительно реализовываться, как только интересы группы становятся выше индивидуальной свободы человека.
Источники: Л.Росс, Р.Нисбетт "Человек и ситуация",
Э.Пайнс, К. Маслач "Практикум по социальной психологии"

Hosted by uCoz