Исследование Генри Тэджфела.
В 80-х годах Тэджфел и его коллеги с помощью своего исследования
продемонстрировали, что "простое", чисто номинальное разделение людей
на группы может порождать внутригрупповой фаворитизм и дискриминацию по
отношению к членам других групп, даже при отсутствии тесных отношений
между членами одной и той же группы и групповой сплочённости.
Данное исследование доказывает, что склонность видеть мир сквозь призму
дихотомии "мы-они", полагая при этом, что "мы" в чём-то лучше, чем "они"
и заслуживаем большего, является фундаментальным аспектом социального
восприятия. Исследование Альберта Хэсторфа и Хедли Кэнтрила (1954г.)/Лорда,
Липпера, Росса (1980г.).
Данные исследования показали, что две противостоящие друг другу группы
приверженцев реагируют на один и тот же набор смешанных неопределённых
данных усилением и большей поляризацией своих убеждений. Обе исследуемые
группы проявили склонность воспринимать информацию, подкрепляющую их собственную
позицию некритично, в то время как другие сведения - в равной степени
обоснованные, но противоречащие их позиции, они рассматривали весьма критично
и скрупулёзно.
Таким образом, можно сделать вывод, что любое предложение, которое будет
казаться выдвигающей его группе отвечающим общим интересам или ожиданиям,
будет воспринято представителями другой группы как невыгодное и служащее
интересам оппонентов.
Педагогический эксперимент Рона Джонса.
В 70-е годы Рон Джонс - американский педагог провёл эксперимент
со своими учениками. Целью Джонса было показать на практическом примере,
какое влияние на личность имеет группа и насколько индивидуальные желания
каждого, могут подавляться групповыми целями. Для этого Джонс взял на
себя роль директивного харизматического лидера и постепенно начал преобразовывать
свой класс. Следует отметить, что подавляющее большинство учеников отнеслись
серьёзно к инициативе Джонса и стали с энтузиазмом проводить в действие
его идеи. Никто из класса не оказался способен осознать, что деятельность,
развёрнутая педагогом, всего лишь эксперимент.
Этапы создания деструктивной группы Джонсом:
1. Введение строгой регламентации времени и действий в классе. Ужесточение
дисциплины. Принятие новых групповых норм поведения.
2. Введение девизов класса ("Сила в дисциплине. Сила в общности") и скандирование
(от шёпота до крика), принятых лозунгов. Убедительная лекция о пользе
дисциплины и общности. Создание своего символического приветствия и названия
группы ("Третья волна"). Введение ритуала принятия новых членов группы.
3. Выдача членских билетов с закреплением за отдельными участниками группы
статусов контролирующих выполнение правил класса. Стимуляция доносительства.
Загрузка учеников работой, непосредственно связанной с деятельностью группы
(вербовка новых членов, заучивание адресов участников движения, разработка
знамени и т. п.).
Групповые процессы и механизмы, задействованные Джонсом были настолько
мощны, а влияние на учеников столь сильным, что ему в спешном порядке
пришлось остановить эксперимент и расформировать группу. Эксперимент Джонса
показал, что деструктивный потенциал заложен практически в любой группе
и начинает стремительно реализовываться, как только интересы группы становятся
выше индивидуальной свободы человека.
|