Cерьезный раздел, предназначен скорее для профессиональных психологов и социологов. Новейшие исследования социальной психологии, секреты поведения человека, социально-психологические эксперименты и теории

Социальные рефлексы и стереотипное мышление
> Принцип субъективной интерпретации, формирование картины мира <
Диспозиционная тенденциозность и фундаментальная ошибка атрибуции
Влияние ситуации на поведение человека
Социально-психологические исследования, подтверждающие принцип ситуационизма
Некоторые социально-психологические исследования групповых феноменов
Социальные рефлексы и их эксплуатация в социальной реальности

 
ПРИНЦИП СУБЪЕКТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА
Механизм субъективной интерпретации и человеческие заблуждения.
Понять механизм, посредством которого люди в деструктивном культе начинают верить в выстроенную ими же новую реальность, с точки зрения которой они воспринимают все явления окружающей действительности, можно обратившись к принципу субъективной интерпретации. Его смысл заключен в том, что любая информация, восприятие и воздействие любой ситуации, зависит от личностного и субъективного значения придаваемого ей человеком.

Есть экспериментальные данные об изменении физиологического состояния человека, только за счет его веры. Серия исследований Левина, Гордона и Филдса (1978 г.) выявила прямой и обратный эффект плацебо. Смысл прямого эффекта состоит в улучшении симптомов болезни. Феномен обратного эффекта плацебо приводит к ухудшению состояния человека и обострению симптомов. Этот процесс происходит за счет того, что человек навешивает ярлычок на самого себя. Он относит сохраненные негативные симптомы и отсутствие эффекта от принятого "лекарства" на счет серьезности и неустранимости болезни, служащей причиной этих симптомов. Так "возбуждающее" средство действовало как успокаивающее, потому что испытуемый рассуждал по принципу: "Даже приняв это, я не делаюсь более беспокойным".

Прямой и обратный эффект плацебо иллюстрирует тотальную зависимость человека, его эмоционального и даже физиологического состояния, от его собственной интерпретации причины данного состояния. Этот феномен во многом позволяет манипулировать человеком, формировать у него ложные утверждения по поводу причин своего состояния. Он (феномен) активно эксплуатируется в деструктивных культах.

бычно люди постоянно недооценивают определяющее влияние субъективной интерпретации на поведение. В этом отношении среди людей распространены три различных, но взаимосвязанных заблуждения:
1. Люди не способны признать, что понимание индивидом внешних стимулов, является в большей степени результатом активного и конструктивного психологического процесса, чем пассивного принятия и регистрирования некоей внешней реальности. Большинство людей также не способны осознать, насколько много привносит в их суждения их же собственные когнитивные процессы.
2. Люди не способны осознать внутренне присущую субъективной интерпретации изменчивость. Одну и ту же ситуацию два разных человека могут интерпретировать совершенно по-разному.
3. Люди не способны осознать степень, с которой наблюдаемые действия и результаты могут служить отражением не личностных диспозиций действующего субъекта, а объективных факторов ситуации с которыми он сталкивается и его субъективной интерпретации этих факторов.

Исходя из принципа субъективной интерпретации, каждый человек формирует свою картину мира, по-своему интерпретируя события и факты своей жизни. Человек, находящийся в деструктивном культе и постоянно испытывающий на себе прессинг тоталитарной идеологии, будет склонен приписывать окружающей действительности особый смысл, подтверждающий или оправдывающий его позицию. При этом другие будут склонны воспринимать его, как человека с необычными диспозициями (статус "чудака", ненормального).

Существует ряд феноменов, иллюстрирующих принцип субъективной интерпретации.

Исследования Гарри Хэлсона выявили, что любое суждение человека о величине воздействующих на него стимулов является относительным, точнее, соотносимым с аналогичными стимулами, воздействие которых субъект испытывал на себе ранее, либо испытывает в настоящее время.

Люди могут быть склонны отдавать предпочтение не какому-то одному образу действия, если сравнивают его с определенным начальным уровнем. Но если их подвести к мысли о каком-то другом начальном уровне, то предпочтение отдается другому образу действия. Данное предположение подтверждается исследованиями Канемана и Миллера. Люди также оценивают свое настоящее в связи с прошлым опытом, а себя люди оценивают в сравнении с другими социально значимыми людьми и, исходя из этой оценки, регулируют свое поведение.

Соломон Аш выдвинул предположение, что ориентация человека на реакции окружающих по поводу определенного объекта позволяют человеку сделать предположение о том, как ему "следует" интерпретировать этот объект. При этом должны выполняться два условия: а) отношение человека к этому объекту не определены; б) реакция других участников ситуации содержит информацию о понимании этого объекта. Перенимая определение окружающих объекта, человек автоматически переймет и их оценки, и манеру поведения.

Важную роль в формировании своей оценки объекта (субъекта) играет открытый Ашем эффект первого впечатления. Его смысл состоит в том, что если положительная информация предшествует отрицательной, это создает у человека впечатление более позитивное, чем, если бы те же сведения были представлены в обратной последовательности. Аш экспериментально доказал, что преподнесенная первой информация изменяет само значение последующих частей сообщения. Аш так же утверждал, что аргументы порождают более значительные изменения аттитюдов людей, если исходят от высоко оцениваемых ими коммуникаторов. Таким образом, само значение сообщения меняется в прямой зависимости от источника, которому оно предписывается.

Выше перечисленные феномены доказывают, что субъективной интерпретацией можно манипулировать, и подобные манипуляции будут оказывать глубокое влияние на суждения людей.

Формирование ярлычков.
Существуют два основных аспекта процесса субъективной интерпретации. Первый - присваивание ярлычков или формирование категорий, то есть то, что позволяет отнести встретившийся предмет, человека или событие к определенному классу явлений и сформировать на этой основе ожидания в отношении отдельных характеристик и свойств объектов, с которыми есть вероятность столкнуться. Второй аспект связан с разрешением двусмысленности, то есть с заполнением информационных пробелов и возможно реинтерпретации информации, не согласующейся с присвоенным ярлычком или категорией отнесения.

Таким образом, процесс постоянного присваивания ярлычков и категоризации способствуют эффективному формированию картины мира, и значительно упрощает жизнь человека в социальной реальности. Достаточно отнести, по ряду стимулов, неопределенное явление или предмет к какой-либо категории - появляется определенность, которая позволяет человеку не зацикливаться и не анализировать тщательно каждое событие, а двигаться дальше. Однако подобное упрощенное восприятие реальности, может приводить к определенным ошибкам.

Эффективность процесса присвоения ярлычков подтверждает ряд психологических экспериментов.

Роберт Мертон выдвинул концепцию о самореализующихся пророчествах. Смысл ее заключается в том, что то, во что человек верит в отношении другого человека или группы людей, служит формированию реальности, подтверждающей эту веру. То есть один человек, за которым закреплен конкретный социальный ярлык, начинает оправдывать ожидания других людей относительно своего поведения. Это происходит потому, что они реагируют на него, прежде всего как на обладателя данного ярлычка и создают, таким образом, определенное давление.

Этот феномен подтверждает эксперимент Роберта Розенталя и Линор Джейкобсон. После формального тестирования на IQ экспериментаторы случайным образом предписали одним испытуемым (учащимся колледжа), более высокие результаты, а другим более низкие. Со временем поведение учащихся с "высокими результатами" изменилось в положительную сторону, а учащихся с "низкими результатами" в отрицательную. Причиной этого было изменение у учителей отношения к учащимся. Так, например, позитивно "помеченным" учащимся уделялось дольше внимания.

Исследования Ричарда Миллера, Филлипа Брикмена и Дианы Болен выявили еще один аспект процесса присваивания ярлычков. Он заключался в том, что данный процесс обладает мощной побудительной силой, изменяющей поведение (в сравнении с прямыми обращениями, требующими этого изменения). Так учащиеся стали меняться в своем поведении, после того как было озвучено, что они уже обладают некоторыми позитивными качествами личности.

Раскрывая сущность еще одного из инструментов субъективной интерпретации, исследователь Абельсон и Сченк использовали термин "сценарий". Сценарий отражает факт осознания людьми, каким образом попадая во множество знакомых ситуаций, люди играют строго определенные роли, осуществляя выбор из установленного набора вариантов поведения. В основе концепции сценариев лежит представление о том, что люди вступают в предсказуемые взаимодействия в попытке удовлетворить свои потребности ценою насколько возможно малого социального напряжения и когнитивных усилий.

Использование готовых схем и других структур знания позволяет воспринимающему социальному субъекту формировать умозаключения и суждения с большей легкостью, быстротой и уверенностью. Последствия практического применения схем являются благоприятными в той степени, в какой человек использует, точно отражающие реальность структуры знания и воздерживается от слишком поспешного, широкого или автоматического их использования. В этом случае людям удается экономить время и энергию, сводя к минимуму размышления и сомнения.

Однако стремление полагаться на сценарий, схемы и другие структуры знания чреваты издержками, когда когнитивные представления оказываются неточными или применяются ошибочно. Так поведение и взаимоотношение в деструктивном культе строится на жестком сценарии, выход за пределы которого, вызывает немедленное давление среды. И, хотя стратегия придерживаться и далее данного сценария может привести к деградации и разрушению личности человека, он не осознает этого и не может выйти за рамки сценария, отказавшись от предписанной ему социальной роли (ярлычка). В своем поведении он вынужден оправдывать ожидания окружающих, воспринимающих его с определенного момента, в первую очередь как носителя некой культовой идеологии. Во многих деструктивных культах производится намеренная категоризация людей и "навешивание" на них определенных ярлычков, которые могут носить конкретные названия: просветленный, ученик, тетан, низший, клир и т.д. Отличие процесса присваивания ярлычка в деструктивном культе от аналогичного процесс в любой другой организации, отличается тем, что ярлычок, данный в культе, распространяется на все сферы жизни субъекта. Это способствует кардинальному изменению поведения человека, формированию нового жизненного сценария, новой картины мира.
Источники: Л.Росс, Р.Нисбетт "Человек и ситуация",
Р.Чалдини "Психология влияния",
Э.Аронсон "Общественное животное",
Майерс "Социальная психология"

Hosted by uCoz