СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Cерьезный раздел, предназначен скорее для профессиональных психологов и социологов. Новейшие исследования социальной психологии, секреты поведения человека, социально-психологические эксперименты и теории

> Социальные рефлексы и стереотипное мышление <
Принцип субъективной интерпретации, формирование картины мира
Диспозиционная тенденциозность и фундаментальная ошибка атрибуции
Влияние ситуации на поведение человека
Социально-психологические исследования, подтверждающие принцип ситуационизма
Некоторые социально-психологические исследования групповых феноменов
Социальные рефлексы и их эксплуатация в социальной реальности

 
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Homo sapiens - единственный вид на земле, который характеризуется отсутствием жёстко детерминированной, генетически заложенной программой жизнедеятельности. В отличии от человека любое животное с момента появления обладает моделью зафиксированных действий, которая может включать в себя сложную последовательность их выполнения (ритуалы ухаживания, спаривания и т. п.). Фундаментальной чертой, характерной для данных моделей является единообразие повторения реакций, при предъявлении определённых стимулов.

Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.

Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. Стабильность поведения поддерживается с помощью социальных рефлексов - выработанных в процессе эволюции готовых моделей поведения.

При нарастающем прогрессе человечества и всё большем количественном увеличении и качественном усложнении числа информационных единиц, человек вынужден был перевести на уровень бессознательных операций огромное количество социальных действий (сценариев), отражающих собой различные социальные нормы и правила. Стереотипное поведение и автоматическое мышление стали превалировать в большом количестве социальных ситуаций, как наиболее целесообразное. Сфера социальных рефлексов расширилась.

Превалирование стереотипного поведения у людей подтверждает эксперимент Элен Лангер (1972г.). В нём происходила эксплуатация следующей социальной нормы: "Когда мы просим кого-то что-то для нас сделать, то добиваемся большего успеха, объясняя причину нашего побуждения". В словесной формулировке, которая использовалась в эксперименте, фактически не происходило объяснение причины поведения (просьбы), но использование одного только слова "потому что", привело к требуемому действию 93% испытуемых. В данном случае, "потому что", сыграло роль социально значимого стимула и вызвало соответствующее поведение.

Причиной стереотипизации и упрощения мышления и поведения человека является невозможность анализа каждого аспекта разнообразной, многомерной социальной реальности, при постоянном желании сэкономить время и энергию. Иногда вопросы жизни бывают слишком сложными, запас времени слишком ограниченным, а эмоциональное возбуждение слишком сильным и человек вынужден реагировать стереотипно и немедленно, без предварительного анализа информации. Примерами этого является частое игнорирование аргументов, при простом упоминании статуса эксперта. В подобных обстоятельствах человек механически реагирует на отдельный элемент информации, используя подход "один-элемент-хорошего-доказательства".

Тенденция реагировать стереотипно (автоматическое реагирование), тотально преобладает над тенденцией реагировать на социально значимый стимул, на основании тщательного анализа всей имеющей отношение к делу информации (контролируемое реагирование).

Лабораторные исследования показали, что люди склонны осмысленно реагировать на информацию тогда, когда у них есть желание и возможность для критического анализа.

Стереотипное поведение, которое начинает проигрываться в ответ на социально значимый стимул, не всегда соответствует ситуации. Склонность к упрощённому мышлению может привести к серьёзным ошибкам с опасными последствиями. Само существование социальных рефлексов, наряду с пользой, создаёт огромные возможности для манипулирования, "включения" нужных реакций, при выстраивании определённой ситуации, с заданным контекстом и задействованием определённых стимулов, которые приводят в движение стереотипные реакции и создают иллюзию самостоятельности поведения. Подтекстом выстроенной ситуации (социальной реальности), мотивами манипуляторов, неосознаваемыми объектами манипулирования, может быть эксплуатация физических и духовных возможностей человека.

В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в значительно короткие временные сроки. В условиях изолированной социальной реальности, за счёт использования процесса социализации (который идёт непрерывно) и его механизмов (социальная адаптация и т. п.), происходит формирование нового типа личности, конгруэнтного выстроенной реальности.

Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.
 
Источники: Р. Чалдини "Психологи влияния",
а также информация с тренинга Е.Н.Волкова

Hosted by uCoz