Homo sapiens - единственный вид на земле, который характеризуется
отсутствием жёстко детерминированной, генетически заложенной программой
жизнедеятельности. В отличии от человека любое животное с момента появления
обладает моделью зафиксированных действий, которая может включать в себя
сложную последовательность их выполнения (ритуалы ухаживания, спаривания
и т. п.). Фундаментальной чертой, характерной для данных моделей является
единообразие повторения реакций, при предъявлении определённых стимулов.
Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный
способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является
специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса
социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации,
у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на
более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы,
мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая
по природе своей является внешне детерминированной.
Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное
поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность
программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются
подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека,
поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость
поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного
повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. Стабильность
поведения поддерживается с помощью социальных рефлексов - выработанных
в процессе эволюции готовых моделей поведения.
При нарастающем прогрессе человечества и всё большем количественном увеличении
и качественном усложнении числа информационных единиц, человек вынужден
был перевести на уровень бессознательных операций огромное количество
социальных действий (сценариев), отражающих собой различные социальные
нормы и правила. Стереотипное поведение и автоматическое мышление стали
превалировать в большом количестве социальных ситуаций, как наиболее целесообразное.
Сфера социальных рефлексов расширилась.
Превалирование стереотипного поведения у людей подтверждает эксперимент
Элен Лангер (1972г.). В нём происходила эксплуатация следующей социальной
нормы: "Когда мы просим кого-то что-то для нас сделать, то добиваемся
большего успеха, объясняя причину нашего побуждения". В словесной формулировке,
которая использовалась в эксперименте, фактически не происходило объяснение
причины поведения (просьбы), но использование одного только слова "потому
что", привело к требуемому действию 93% испытуемых. В данном случае, "потому
что", сыграло роль социально значимого стимула и вызвало соответствующее
поведение.
Причиной стереотипизации и упрощения мышления и поведения человека является
невозможность анализа каждого аспекта разнообразной, многомерной социальной
реальности, при постоянном желании сэкономить время и энергию. Иногда
вопросы жизни бывают слишком сложными, запас времени слишком ограниченным,
а эмоциональное возбуждение слишком сильным и человек вынужден реагировать
стереотипно и немедленно, без предварительного анализа информации. Примерами
этого является частое игнорирование аргументов, при простом упоминании
статуса эксперта. В подобных обстоятельствах человек механически реагирует
на отдельный элемент информации, используя подход "один-элемент-хорошего-доказательства".
Тенденция реагировать стереотипно (автоматическое реагирование), тотально
преобладает над тенденцией реагировать на социально значимый стимул, на
основании тщательного анализа всей имеющей отношение к делу информации
(контролируемое реагирование).
Лабораторные исследования показали, что люди склонны осмысленно реагировать
на информацию тогда, когда у них есть желание и возможность для критического
анализа.
Стереотипное поведение, которое начинает проигрываться в ответ на социально
значимый стимул, не всегда соответствует ситуации. Склонность к упрощённому
мышлению может привести к серьёзным ошибкам с опасными последствиями.
Само существование социальных рефлексов, наряду с пользой, создаёт огромные
возможности для манипулирования, "включения" нужных реакций, при выстраивании
определённой ситуации, с заданным контекстом и задействованием определённых
стимулов, которые приводят в движение стереотипные реакции и создают иллюзию
самостоятельности поведения. Подтекстом выстроенной ситуации (социальной
реальности), мотивами манипуляторов, неосознаваемыми объектами манипулирования,
может быть эксплуатация физических и духовных возможностей человека.
В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия
на человека является другой человек, возникает возможность при определённых
условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей
человека, в значительно короткие временные сроки. В условиях изолированной
социальной реальности, за счёт использования процесса социализации (который
идёт непрерывно) и его механизмов (социальная адаптация и т. п.), происходит
формирование нового типа личности, конгруэнтного выстроенной реальности.
Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды,
производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях,
у человека появляются психические и психологические качества, социальные
навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу
личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности).
Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы,
именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.
|